Уважаемые клиенты, в связи с техническими работами на сайте онлайн оплата временно не возможна. Оплатить заказ можно при получении.

Возврат к списку

Давление в шинах автомобиля: каким оно должно быть и от чего зависит

Давление в шинах автомобиля: каким оно должно быть и от чего зависит

Многие автомобилисты проверяют давление в шинах только в момент замены сезонных колес. Между тем, это один из основных технических параметров автомобиля. Повышение расхода топлива, снижение управляемости, частые посадки на днище там, где раньше проезжали без проблем – вот лишь малая часть проблем, вызванных пониженным давлением в шинах. А еще, перекаченные или спущенные колеса быстрее изнашиваются. Мы расскажем, каким должно быть правильное давление в шинах и как его определить. 

Каким бывает давление в автомобильных колесах

Давление может быть нормальным, повышенным или сниженным. Характеристика напрямую влияет на безопасность и экономичность автомобиля. 

Норма давления

Когда шина накачана в соответствии с нормой, протектор соприкасается с дорогой равномерно по всей поверхности. Пятно контакта обеспечивает расчетную скорость износа, хорошую управляемость. Это оптимальные условия для эксплуатации шин. 

Нормы давления, принятой для всех автомобилей, не существует! 

Характеристика зависит от марки и модели машины, от оси, на которой установлено колесо. Количество атмосфер в передних и задних шинах может отличаться – это связано с настройками шасси и развесовкой транспортного средства. Разница в давлениях по осям также определяется ожидаемыми ходовыми характеристиками авто. 

Например, на Skoda Yeti рекомендуется устанавливать покрышки 225/50 R17 с давлением 2,2 бар на обеих осях. На Opel Zafira используются такие же колеса, но норма давления для них составляет 2,6 бар на передней оси и 2,4 бар – на задней. 

Повышенное давление

В перекачанном колесе возрастают напряжения. Нити корда, брекерного слоя испытывают повышенные нагрузки, на которые они не рассчитаны. В результате покрышка как бы выгибается наружу – пятно контакта становится меньше, чем при нормальном давлении. 

Из-за малой площади соприкосновения колеса с дорогой уменьшается сила трения. Автомобиль разгоняется медленнее, чем обычно, и хуже тормозит. 

Центральная часть протектора в перекачанном колесе подвергается усиленному истиранию. Резина становится более уязвимой для прокола – острый камень, который не повредит шине с нормальным давлением, легко проткнет покрышку с лишними атмосферами внутри. 

Перекачанные колеса также сказываются на амортизации: все неровности дороги хорошо ощущаются пассажирами и водителем. Возрастает уровень шума. У машины с перекачанными колесами также увеличивается тормозной путь, что особенно критично на мокрой или обледеневшей дороге.

Компания Pirelli опубликовала результаты исследований ( https://www.pirelli.com/tyres/en-sg/car/safe-driving-and-tyre-features) тормозного пути автомобиля в зависимости от давления в шинах. При торможении со скорости 100 км/ч на колесах с нормальным давлением машина проезжает 40 м. Длина тормозного пути на спущенных шинах возрастает на 6 % и составляет 42,4 м при тех же условиях. 

Для запасного колеса нормальное давление будет такое же, как и в других шинах на автомобиле. Если у вас докатка, то накачивать ее рекомендуется до 4-4,5 бар. Докатка уже стандартной покрышки и предназначена для временного использования, например, чтобы доехать до ближайшего сервиса, поэтому общие нормы на нее не распространяются. 

Сниженное давление

Когда в шинах меньше атмосфер, чем нужно, площадь пятна контакта увеличивается. Натяжение корда ослабевает, поэтому покрышка прогибается внутрь. 

Если колесо недокачано, автомобиль становится менее устойчивым в поворотах, плохо слушается руля при маневрах.

На спущенной покрышке нагрузки перераспределяются на боковые зоны протектора. Резина в боковинах не предназначена для таких условий эксплуатации, поэтому регулярное перегревается и быстро изнашивается. Также повышается риск повреждения обода, диска при попадании колеса в яму. 

Производитель шин Continental утверждает в своей статье (https://www.continental-tires.com/products/b2c/tire-knowledge/tire-pressure/), что снижение давления на 0,3 бар относительно нормы увеличивает расход топлива на 1,5 %. 

Можно сравнить пятно контакта на шинах с нормальным, повышенным и низким давлением по картинке, чтобы стало понятно, о чем идет речь. Площадь соприкосновения перекачанных колес с дорогой слишком мала, чтобы обеспечить хорошее сцепление. На спущенных шинах задействуются зоны, которые не предназначены для контакта с дорожным полотном. 

image4.png

Разное давление 

Бывает так, что количество атмосфер во всех колесах разное. Это можно заметить по характерному износу шин – наиболее нагруженные участки будут стираться быстрее, причем расположены они будут в разных частях протектора. 

Колеса с разным давлением влияют на поведение автомобиля на дороге – машину будет сносить в сторону, где оно ниже. 

Как узнать норму давления для шин своего автомобиля

Давление в шинах на обе оси обычно указано на наклейке на торце водительской дверцы. Чтобы увидеть информацию, необходимо открыть дверь. 

image2.png

Такая же наклейка есть на крышке бензобака. 

На некоторых моделях автомобилей указывается давление для разной загрузки. Чем больше вес пассажиров и багажа, тем сильнее должны быть накачаны шины. Производители также размещают таблички с давлением колес летом и зимой, параметры для покрышек разных типоразмеров. 

На новых автомобилях вместо привычной наклейки может быть указан QR-код. Если отсканировать его смартфоном, ссылка приведет на сайт или на интернет-таблицу с рекомендованным давлением в шинах. 

Что делать, если наклейки нет? 

Если информация стерлась, потерялась, можно найти рекомендованные параметры в паспорте на автомобиль. Нормы давления в шинах также указываются в открытых интернет-справочниках, но их точность вызывает сомнения. Лучше не брать в расчет данные из ненадежных источников. 

А как же MAX. PRESS. на боковине? 

Маркировка на боковине – это максимальное давление холодных колес. Величина относится к экстремальным ситуациям и условиям, например, при движении с высокой нагрузкой. Ориентироваться на значение MAX. PRESS. в повседневной эксплуатации нельзя. Однако, если давление превысит указанную цифру, колесо может лопнуть в любой момент. 

image7.png

Обратите внимание, что давление на боковине указано в единицах psi. Таблица соответствия бар и psi: 

PSI

29

30

32

33

35

36

38 

39 

41 

42

Бар

2,0

2,1

2,2

2,3

2,4

2,5

2,6

2,7

2,8

2,9

Для пересчета единиц можно использовать онлайн-конвертеры в поисковых системах «Яндекс» или «Гугл». 

image1.png

Как правильно измерить давление в шинах

Давление в колесах измеряют каждый раз после сезонной смены покрышек и через 100 км пробега после этого. Лучше всего использовать профессиональное оборудование шиномонтажной мастерской – результат будет наиболее точным. В дальнейшем рекомендуется контролировать накачку колес каждые 1-2 месяца. 

Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях: 

  • наступление аномальной жары или сильных морозов; 

  • подготовка к дальней поездке; 

  • изменение поведения машины на дороге: плохое сцепление, замедленная реакция на поворот руля, снижение управляемости; 

  • попадание колесами в яму или другие сильные ударные нагрузки. 

Даже если покрышки новые и совершенно целые, давление в них может постепенно снижаться. Причина в естественной газопроницаемости резины – воздух постепенно просачивается сквозь слои шины и рассеивается в окружающей среде. 

Летом рекомендуется дополнительно проверять давление в шинах, когда температура воздуха на улице поднимается выше 25 ˚С. Зимой контроль необходим при морозах от -10 ˚С. 

В холодное время года рекомендуется измерять давление в шинах на улице. Так условия будут максимально приближены к реальной эксплуатации. Если проводить контроль в гараже или на отапливаемой парковке, результаты будут неправильные. 

Как правильно измерять давление: 

  1. Открутите колпачок ниппеля. 

  2. Установите манометр на клапан или подключите компрессор со встроенным манометром. 

  3. Сравните показания с рекомендованными значениями. 

  4. При необходимости подкачайте колесо или спустите воздух. 

  5. Отсоедините манометр и установите колпачок на ниппель. 

Важно: при измерении давления шины должны быть холодными. Для этого автомобиль должен постоять на улице несколько часов.

Приборы для измерения давления в шинах 

Контроль можно проводить вручную с помощью манометра или ориентироваться на показания бортового компьютера, который выполняет измерения автоматически. 

На автозаправках и в шиномонтажных мастерских также есть пункты для подкачки шин. В установки встроены манометры, которыми можно воспользоваться. 

Манометр 

Простой переносной прибор, который обычно хранят в гараже или в багажнике автомобиля. С его помощью можно проверить накачку шин даже в полевых условиях. 

Манометры бывают трех типов: 

  • стрелочные – недорогие и максимально простые в использовании, но имеют погрешность в измерениях и часто ломаются; 

  • механические – не нуждаются в электропитании, обычно имеют две шкалы в psi и бар, отличаются прочностью, но менее точные, чем стрелочные модели; 

  • электронные – подключаются к прикуривателю автомобиля или работают от батарейки, дают четкие показания, часто дополняются подсветкой, но стоят дороже других приборов. 

Большинство переносных компрессоров оснащаются манометрами. Если купить такое устройство, то отдельный измеритель не понадобится. 

Есть сомнения в точности показаний своего манометра? Проверьте его сразу после смены сезонной резины – в шиномонтаже выставляют правильное давление. 

Бортовой компьютер 

На большинстве дорогих автомобилей установлены датчики давления в шинах - tire pressure monitoring system, TPMS. Приборы закреплены в колесных ободах и передают сигнал на индикаторную панель в салоне. Система обязательна для самонесущих шин, так как без датчиков водитель может пропустить момент снижения давления в колесах. 

Если TPMS не была установлена в заводской комплектации, ее можно докупить и подключить в сервисном центре. Датчики работают от батарейки. Часто детекторы закрепляют на место ниппеля – это ошибка, потому что при движении по снегу, грязи или по ухабистой дороге легко можно повредить устройство. 

Еще один вариант – ориентироваться на показания системы ABS. Автоматика анализирует вращение каждого колеса и срабатывает, когда одно из них замедляется или ускоряется. На панели приборов загорается соответствующий индикатор. После подкачки колес необходимо сбросить показания ABS, чтобы бортовой компьютер «запомнил» новые значения. 

От чего зависит давление в колесах 

Степень накачки шин зависит от загрузки машины, сезона, состояния дороги, характера вождения, типа покрышки. 

Загрузка машины 

Как уже говорили выше, некоторые автопроизводители указывают рекомендованное давление в шинах в зависимости от нагрузки. Принцип обычно такой: при увеличении массы необходимо подкачать колеса. Даже если поднять давление на 0,2-0,3 бар, истирающая нагрузка на протектор уменьшится. 

Время года 

Давление в шинах, рекомендованное производителем, должно быть одинаковым в любое время года. Но важно учитывать, что воздух внутри покрышек расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. 

Другими словами, если зимой накачать колеса до 2,5 бар, то летом манометр может показать 2,7 бар. И наоборот, давление в 2,2 бар в теплое время года на холоде может снизиться до 2,0 бар. 

Специалисты компании Goodyear утверждают, что при снижении температуры воздуха на 10 ˚С, давление в шинах снижается на 0,07-0,14 бар.

https://www.goodyear.com/en_US/learn/driving-tips/tire-pressure-cold-weather.html

Состояние дороги

Необходимо учитывать качество покрытия. 

Если дорога рыхлая, грунтовая, необходимо стравить воздух из колес, чтобы шины стали более гибкие. За счет увеличения пятна контакта улучшится сцепление с поверхностью и проходимость автомобиля. 

При движении на спущенных шинах не совершайте резких поворотов – борта покрышки могут выскочить из обода.

Спущенные колеса помогут и при езде по гололеду. Если зима пришла неожиданно, а на автомобиле стоит летняя резина, стравите воздух до 1,6-1,8 бар и аккуратно отправляйтесь в путь. Такое давление вредно для покрышек, но оно поможет избежать аварии. 

Еще одна ситуация, когда спущенные колеса полезны – уход с диагонального вывешивания. Необходимо стравить шины, на которые опирается машина. Высота посадки уменьшится, и это даст шанс вывешенным колесам зацепиться за поверхность. Как только авто уверенно встанет на все четыре, нужно довести давление до нормы. 

Характер вождения

Манера вождения влияет на температуру шин. Если водитель резко разгоняется тормозит, совершает крутые повороты, резина разогревается. С ростом температуры возрастает давление. Автолюбителям с агрессивной ездой не стоит перекачивать колеса, чтобы покрышка не лопнула в самый неподходящий момент. 

Температура резины также повышается при затяжных подъемах и торможениях за счет сильного трения. 

Тип покрышки

Общие правила подкачки не подходят для низкопрофильных нестандартных шин. Можно посмотреть сводные таблицы на официальных сайтах производителей, чтобы выбрать подходящее давление по высоте профиля. Можно определять степень накачивания опытным путем, но учитывайте, что такая резина более чувствительная к количеству атмосфер, чем стандартные колеса. Лучшее решение – обратиться за профессиональной консультацией. 

Выводы

Что нужно запомнить: 

  1. Проверять давление в шинах нужно не реже одного раза в месяц и каждый раз перед дальней поездкой. 

  2. Количество атмосфер в колесах передней и задней оси может различаться. Нормы давления зависят от модели автомобиля и размещаются на специальных наклейках на дверце, крышке бензобака. 

  3. Значение MAX.PRESS на боковине – это верхний предел, после которого шина может лопнуть. 

  4. Проверить давление можно переносным манометром или на стационарной установке на АЗС, в шиномонтажной мастерской. 

  5. Контроль требуется не только основным колесам, но и запасным. 

Придерживайтесь рекомендаций производителя авто, следите за состоянием шин, и тогда поездки будут не только безопасными, но и экономичными.